На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Инвест-Форсайт

11 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Хохлов
    Пенсионеры, которые официально не работают ? Во, это про меня. Только я предпенсионер, который официально и неофициал...Пенсионерам грозя...
  • Зоя Жук
    Где он это увидел? Я по тв конечно смотрела. Там совсем другое. Как раз все говорили об изменившейся ситуации навсегд...Хазин назвал глав...
  • Максим
    Владимир Боглаев утверждает, что пока ставка ниже 3% не опустится, технологически сложная промышленность не "заведётс...Центробанк вернул...

Спорт будущего

Константин Фрумкин - Главный редактор делового журнала «Инвест-Форсайт» . Понятие спорта давно меняется и расширяется. Еще в те времена, когда шахматы и шашки были объявлены видами спорта, стало очевидно, что на спортивных соревнованиях решающим фактором могут быть не только тренированные мускулы. Кстати, когда шахматы стали спортом? Международный олимпийский комитет признал ФИДЕ и шахматы как неолимпийский вид спорта в 1999 году, но на национальном уровне такие признания происходили гораздо раньше: например, в СССР звание мастера спорта по шахматам было введено в 1935 году. А бридж удостоен чести быть признанным Международным олимпийским комитетом еще на 4 года раньше шахмат.

Ну а теперь на расширение понятия спорта влияют два важнейших фактора — развитие информационных технологий и биотеха. Индустрия видеоигр породила киберспорт, который, кстати, включен в российский реестр видов спорта приказом Минспорта от 2016 года. Поскольку потенциальное разнообразие компьютерных игр и виртуальной реальности беспредельно, невозможно представить, каких масштабов могут достичь соревнования по киберспорту в будущем и сколько будет различных чемпионатов по различным играм. В голову сразу приходит мысль, что в любую область, где сегодня используются технологии VR, завтра придут технологии AR — дополненной реальности. Пожалуй, главный недостаток киберспорта — ограниченность телесного опыта игрока. Что бы ни происходило в виртуальной реальности, игрок должен сидеть у компьютера. Тут на помощь приходят технологии дополненной реальности. В сущности, речь идет о синтезе возможностей компьютерных игр и таких спортивно-тактических игр, как пейнтбол и страйкбол. Кстати, эти игры сами еще могут повоевать за свое место в мире большого спорта и олимпиад, но куда больших успехов они смогут достичь, если окажутся «усилены» с помощью AR. Спортивная игра с дополненной реальностью в обозримом будущем может стать одним из самых массовых и зрелищных разновидностей спорта. Игрок в ней не будет привязан к компьютеру, как в обычном киберспорте: он все-таки должен будет бегать, стрелять, преодолевать препятствия и т.д. Но для самого игрока — и, что особенно важно, для многочисленных зрителей — это будет выглядеть столь же красочно и сопровождаться таким же количеством спецэффектов, как видеоигры или фильмы «Вратарь галактики» и «Первому игроку приготовиться». Спортивный зал может превратиться в космическое пространство или горное ущелье, в котором возможны прыжки через пропасти, а детский электромобиль — стать летательным аппаратом, способным перемещаться в трех измерениях. Конечно, для «обсчета» такой игры потребуются огромные вычислительные мощности; она будет недешева. Можно обойтись и без непосредственного участия человека. Уже существуют «Битвы роботов», которые, заметим, являются соревнованиями не только между операторами, управляющими самодвижущимися устройствами, но и между командами их разработчиков. Поскольку робототехника ускоренно развивается, то и форматы такого «нового спорта», как битвы роботов, вероятно, будут все разнообразнее. Стоит ожидать соревнований беспилотных летательных аппаратов, соревнований плавающих роботов, соревнований роботов по точности владения манипуляторами, по скорости выполнения работы, по преодолению роботами полосы препятствий; может быть, даже соревнования промышленных и складских роботов — кто знает? Наконец, можно представить себе соревнования смешанных команд, включающих в себя — как довольно часто бывает в научной фантастике — и людей, и роботов. Теперь обратимся к миру биотеха. Уже сегодня большой спорт разделился на два основных раздела, отличающихся телесным статусом участников: есть спорт и есть параспортивные соревнования инвалидов. Однако инвалидность сегодня является объектом применения новейших технологических решений, и вот уже возникает «кибератлетика» — соревнования людей с высокотехнологичными протезами. Между тем биотехнологии обещают нам в будущем различные усовершенствования человеческого тела. Мечты фантастов о киборгах — то есть синтезе техники с биологическими организмами — постепенно становятся реальностью. Таким образом, точно так же, как внутри многих видов спорта, происходит дифференциация спортсменов по весовым категориям, а на «макроуровне» — разделение обычного спорта и спорта для лиц с ограниченными возможностями, так в будущем могут появиться особые соревнования для тех, чьи тела усовершенствованы тем или иным образом — начиная с киберпротезов. Современный большой спорт пытается отторгать биотехнологические усовершенствования тела — и запрещает допинг. Очевидно, также не допустят на соревнования по прыжкам или бегу спортсмена с высокотехнологичными протезами. Но, вероятно, выходом будет выделение обладателей «усиленных» тел в особую категорию и проведение для них отдельных соревнований. Нам еще предстоит узнать, какого рода усовершенствования — не только технические, но химические, биологические, даже генетические — могут предложить биотехнологии для тела спортсмена. Тем более что киборгизация возможна не только в необратимой форме протезирования, но и в более легком формате — через «носимые гаджеты», такие как экзоскелеты и робокостюмы. Отдельная разновидность спорта, которую нам предстоит увидеть, — это соревнования людей в робокостюмах; в сущности — опять синтез, на этот раз между обычным спортом и «битвой роботов». Как и в случае с другими техническими видами спорта, например автогонками, победа в таких видах спорта будет зависеть и от искусства спортсмена, и от его технической команды, и от разработчиков и производителей средств усиления его телесных возможностей. Спорт продолжит свое существование как соревнование людей и даже в некотором смысле соревнование человеческих тел — но только тел, продолженных в виртуальную реальность, в дополненную реальность, в реальность подражающих людям роботов и усиливающих возможности тела устройств. Что же касается традиционных видов спорта — они никуда не исчезнут, но внимания, конечно, привлекать к себе будут меньше: конкуренция со стороны новых разновидностей соревнований будет усиливаться с каждым десятилетием.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх