По данным Центрального банка, в июле 2024 года каждая четвертая российская компания-экспортер испытывала трудности с получением оплаты за поставки. Эти проблемы включают блокировку или задержку платежей, ограниченный доступ к международным платежным системам, а также сложности с открытием и обслуживанием счетов в иностранных банках.
«В нашем случае подобных трудностей не возникало, так как мы работаем на внутреннем рынке. Однако ранее мы сталкивались с проблемами в работе с контрагентами и аналитическими платформами, такими как Bloomberg», — отмечает основатель инвестиционной компании SharesPro Денис Астафьев. Эксперты отмечают, что Турция и ОАЭ становятся менее привлекательными для платежей из-за ассоциации с Россией, и некоторые поставщики отказываются принимать средства из этих стран. Кроме того, страны, поддерживающие санкции против России, представляют повышенные риски для проведения расчетов. Напротив, юрисдикции, не поддерживающие санкции, такие как Китай, Индия и ряд стран СНГ, остаются предпочтительными для российского бизнеса. В условиях ограничений российские компании начали использовать цифровые валюты. С 1 сентября 2024 года в России разрешены трансграничные расчеты и биржевые торги с использованием цифровых валют в рамках экспериментальных правовых режимов.«Кроме того, с июня 2024 года функционирует платформа BRICS Bridge, предназначенная для проведения трансграничных платежей между странами БРИКС на основе цифровых финансовых активов, привязанных к национальным валютам. Также действует российская Система передачи финансовых сообщений (СПФС) — аналог SWIFT, разработанная Центральным банком России. СПФС позволяет проводить международные платежи с участниками, подключенными к системе», — поясняет эксперт.
Он дает следующие рекомендации для бизнеса:
Рассмотреть сотрудничество с компаниями из стран, не поддерживающих санкции. Изучить возможности использования СПФС, платформы BRICS Bridge и цифровых валют для расчетов.
«В текущих условиях важно быть гибкими и оперативно адаптироваться к изменениям на международном финансовом рынке», — резюмирует Денис Астафьев.
Свежие комментарии